22 января на базе нашего колледжа состоялось заседание методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и педагогов-психологов ССУЗов. Тема семинара: «Оказание помощи в социальной адаптации первокурсников к субъектам процесса обучения».
Старший методист по воспитательной и социальной работе Г.А.Чурзина в своем вступительном слове рассказала об актуальности данной проблемы.
Среди трудностей первокурсники называют: неумение быстро конспектировать лекции; нехватку времени на самостоятельную подготовку к семинарам, практическим занятиям; трудности каждый день, особенно субботу, ходить к первому уроку; постоянное ощущение голода» и др.
Галина Александровна назвала некоторые причины возникновения трудностей: во-первых, новое учебное заведение и новый маршрут до места учебы; во-вторых, новый коллектив сверстников и преподавателей; в-третьих, проблемы, связанные с проживанием в студенческом общежитии – начинается «испытание свободой», которое выдерживают не все. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы.
Наличие трудностей в период адаптации подтвердила педагог-психолог Ананьева Д.Н. своим небольшим исследованием - анкетированием студентов на тему: «Портрет первокурсника» и педагогов на тему: «Первокурсник глазами преподавателя». На семинаре она рассказала о результатах данного исследования. Тот факт, что более 30% студентов- первокурсников хотели бы вернуться в школу, заставляет задуматься.
Русанов Максим Анатольевич, психолог-тренер предложил участникам семинара моделирование педагогических ситуаций, решение различных практических задач.
Участникам семинара было предложено в виде образов представить трудности первокурсников. Герой мультика «Котенок по имени Гав», «птенец, вылетевший из гнезда», «барахтающийся в бурлящем море человек» и другие ассоциации возникли у педагогов.
В режиме интерактивного взаимодействия участники семинара искали эффективные пути и способы оказания помощи студентам – первокурсникам.
Мы пришли к интересному выводу: в адаптации к первокурсникам также нуждаются сами преподаватели и кураторы учебных групп.
Семинар получился продуктивным. Мы не только выделили факторы, приводящие первокурсников в состояние дезадаптации и стресса, отчуждению от процесса профессионального обучения и становления, но помогли сформировать у участников семинара собственное представление о причинах и динамике развития дезадаптации студентов.
Надеемся, что они пополнили свой педагогический арсенал новыми умениями и навыками помощи студентам в адаптации к субъектам учебного процесса.
Отдел по воспитательной работе